Главная » 2010 » Февраль » 20 » РЕГЛАМЕНТ по первичной профилактике аддиктивного поведения
04:06
РЕГЛАМЕНТ по первичной профилактике аддиктивного поведения
1. Общие положения
1.1. Регламент по первичной профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков в системе общего среднего образования Республики Саха (Якутия) (далее – регламент) разработан в целях регулирования организации, алгоритма, правил и порядка деятельности по осуществлению первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде и реализации профилактических мероприятий, направленных на предотвращение злоупотребления психоактивными веществами (далее – ПАВ). 1.2. Под регламентом первичной профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде понимается система основных (нормативно заданных) функций и форм деятельности, направленных на повышение эффективности профилактики формирования аддиктивного поведения в образовательной среде, путем разработки и установления требований, норм, технологий, услуг, применяемых в профилактических целях. 1.3. Нормы и требования, установленные регламентом, принимаются как обязательные при оценке качества профилактической деятельности. Регламент - нормативный документ, утвержденный Министерством образования Республики Саха (Якутия), в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, алгоритм, общие принципы или характеристики, касающиеся различных аспектов профилактической деятельности и ее результатов, которые направлены на достижение оптимального упорядочения деятельности в области профилактики злоупотребления ПАВ.
1.4. Регламент позволяет решать следующие задачи: 1.4.1. Определить субъекты и объекты (целевые группы) профилактической деятельности; 1.4.2. Определить основные направления и мероприятия, позволяющие добиться позитивных результатов комплексной профилактической деятельности; 1.4.3. Определить систему показателей, позволяющих оценить результаты профилактической антинаркотической деятельности. 1.5. Наименование исполнения государственной функции – профилактика формирования аддиктивного поведения у обучающихся в системе среднего (полного) общего образования Республики Саха (Якутия). 1.6. При исполнении государственной функции образовательные учреждения осуществляют взаимодействие с государственными, муниципальными, общественными и коммерческими организациями и структурами, занимающимися профилактикой злоупотребления психоактивными веществами. 1.7. Текущий контроль над соблюдением профилактических мероприятий, определенных административными процедурами по исполнению государственной функции в образовательной среде, осуществляется Министерством образования Республики Саха (Якутия).
2. Регламент
2.1. Область применения - «образовательная среда», включающая в себя не только учреждения и структуры системы Министерства образования РС(Я), но и все сферы жизнедеятельности учащегося (в том числе семейную и досуговую), где происходит его обучение, воспитание, функционирование и взаимодействие. 2.2. Система профилактики злоупотребления психоактивными веществами, такими как наркотические вещества и психотропные средства (алкоголь, табак, одурманивающие вещества) в образовательной среде организуется и осуществляется субъектами профилактики в Республике Саха (Якутия) и её муниципальных образованиях. 2.3. Субъектами профилактики в образовательной среде республики являются Министерство образования Республики Саха (Якутия), Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи» Федерального агентства по образованию, Институт повышения квалификации работников образования Министерства образования РС(Я), Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения Министерства образования РС(Я), муниципальные учреждения управления образованием, муниципальные психолого-педагогические медико-социальные центры, образовательные учреждения РС (Я).
2.4. Основными целевыми группами, в отношении которых осуществляются профилактические воздействия, являются: 2.4.1. обучающиеся образовательных учреждений; 2.4.2. педагогические работники и специалисты образовательных учреждений; 2.4.3. члены семей обучающихся; 2.4.4. значимые другие лица обучающихся, взаимодействующие с ними в различных формах досуговой активности.
2.5. Основные направления первичной профилактики аддиктивного поведения у детей и подростков в системе общего среднего образования Республики Саха (Якутия): 2.5.1. Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у обучающихся социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ; 2.5.2. Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять психоактивные вещества, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема психоактивных веществ; 2.5.3. Внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от "пробы” и приема психоактивных веществ; 2.5.4. Использование технологий раннего обнаружения случаев употребления ПАВ обучающимися; 2.5.5. Развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающую в себя сотрудничество с государственными, муниципальными, общественными, коммерческими организациями и структурами, занимающихся профилактикой злоупотребления психоактивными веществами, создание учреждений для оказания профилактической и реабилитационной помощи и поддержки детям, подросткам и их семьям.
2.6. Основные профилактические функции, направленные на реализацию комплексной профилактической деятельности в системе общего среднего образования Республики Саха (Якутия):
2.6.1. Министерство образования Республики Саха (Якутия): 2.6.1.1. Утверждение содержательного минимума программ профилактики формирования аддиктивных форм поведения у детей и подростков; 2.6.1.2. Вовлечение в профилактическую антинаркотическую деятельность учреждений системы образования; 2.6.1.3. Разработка и реализация ведомственной программы по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков в системе общего среднего образования Республики Саха (Якутия); 2.6.1.4. Координация действий субъектов по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков в образовательной среде; 2.6.1.5. Межведомственное взаимодействие с государственными, муниципальными, общественными и коммерческими организациями и структурами, занимающимися профилактикой злоупотребления психоактивными веществами; 2.6.1.6. Учет показателей состояния работы по формированию здорового образа жизни, реализации программ по профилактике аддиктивного поведения у обучающихся при проведении аттестации и аккредитации образовательных учреждений.
2.6.2. Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи» Федерального агентства по образованию: 2.6.2.1. Определение содержательного минимума программ профилактики формирования аддиктивных форм поведения у детей и подростков; 2.6.2.2. Организация взаимодействия федеральных и региональных учреждений, осуществляющих профилактику аддиктивного поведения среди детей и подростков в образовательной среде; 2.6.2.3. Научная курация и экспертиза программ профилактики формирования аддиктивного поведения у детей и подростков; 2.6.2.4. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов в области профилактики аддиктивного поведения среди детей и подростков.
2.6.3. Институт повышения квалификации работников образования Республики Саха (Якутия): 2.6.3.1. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов и специалистов, занимающихся профилактикой аддиктивного поведения у детей и подростков. 2.6.3.2. Разработка и апробация инновационных профилактических программ.
2.6.3. Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения Министерства образования Республики Саха (Якутия): 2.6.3.1. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, занимающихся профилактикой аддиктивного поведения у детей и подростков; 2.6.3.2. Организация и координация информационного, организационного и методического обеспечения общественных наркопостов образовательных учреждений, центров профилактики и реабилитации аддиктивного поведения несовершеннолетних; 2.6.3.3. Проведение экспертизы и рецензирование образовательных и профилактических программ, методическая помощь в реализации программ по профилактике аддиктивного поведения; 2.6.3.4. Мониторинг наркоситуации в образовательной среде Республики Саха (Якутия) для выявления тенденций ее изменения и принятия необходимых профилактических мер; 2.6.3.5. Мониторинг эффективности профилактической работы в учреждениях образования Республики Саха (Якутия).
2.6.4. Органы местного самоуправления: 2.6.4.1. Разработка и реализация целевых программ муниципальных образований по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании, формированию здорового образа жизни; 2.6.4.2. Обеспечение финансовой поддержки из муниципального бюджета деятельности общественных наркологических постов образовательных учреждений; 2.6.4.3. Пропаганда трезвого и здорового образа жизни, проведение антинаркотической профилактики через организацию циклов радио- и телепередач, публикация на страницах районных газет, сайтах специальных рубрик с привлечением государственных, муниципальных, общественных и коммерческих организаций.
2.6.5. Муниципальные учреждения управления образованием: 2.6.5.1. Реализация целевых программ по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании, формированию здорового образа жизни у детей и подростков; 2.6.5.2. Координация и контроль деятельности общественных наркологических постов образовательных учреждений в муниципальных образованиях; 2.6.5.3. Координация и контроль деятельности образовательных учреждений в области профилактики аддиктивного поведения у детей и подростков; 2.6.5.4. Содействие созданию и развитию муниципальных центров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры); 2.6.5.5. Учет показателей состояния работы по формированию здорового образа жизни, реализации программ по профилактике аддиктивного поведения у обучающихся при проведении аттестации и аккредитации образовательных учреждений; 2.6.5.6. Обеспечение занятостью и досугом в летнее время детей «группы риска»; 2.6.5.7. Содействие сохранению и развитию сети учреждений, объединений дополнительного образования детей.
2.6.6. Образовательные учреждения: 2.6.6.1. Пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни, проведение мероприятий по профилактике аддиктивного поведения для всех целевых групп; 2.6.6.3. Учет и сопровождение обучающихся, вовлеченных в употребление психоактивных веществ; 2.6.6.4. Профилактическая работа с детьми «группы риска»; 2.6.6.5. Создание условий, направленных на подготовку педагогов и специалистов по вопросам профилактики аддиктивного поведения у обучающихся; 2.6.6.6. Совершенствование системы антинаркотической профилактики путем поддержки и развития деятельности общественных наркологических постов; 2.6.6.7. Разработка и реализация комплексной программы образовательного учреждения с вовлечением основных целевых групп, в отношении которых осуществляются профилактические воздействия; 2.6.6.8. Внедрение в образовательный процесс программ профилактической направленности, включающих антинаркотическое, правовое просвещение, повышение психологической культуры объектов образовательного процесса, обучение детей и подростков социально важным навыкам, безопасному поведению, формированию здорового образа жизни; 2.6.6.9. Создание условий для индивидуальной медико-социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки детей с проблемами в поведении и обучении и их родителей; 2.6.6.10. Совершенствование системы взаимодействия семьи и школы на основе равноправных, партнерских отношений и современных форм организации работы (психологические тренинги для родителей, родительские клубы по интересам, группы самопомощи и взаимоподдержки) с целью повышения родительской ответственности и компетентности в воспитании детей;
2.7. Эффективность реализации мероприятий по профилактике злоупотребления ПАВ в образовательном учреждении РС (Я) оценивается по двум основным показателям: - по количественным показателям; - по качественным показателям.
2.7.1. Количественные показатели 2.7.1.1. Показатель количества обучающихся, состоящих на профилактическом учете наркопостов, путем снятия их с учета в результате работы по индивидуальному маршруту сопровождения; 2.7.1.2. Показатель динамики потребления психоактивных веществ детьми и подростками; 2.7.1.3. Показатель количества выявляемых наркопостами на ранней стадии детей и подростков, злоупотребляющих наркотическими и другими ПАВ; 2.7.1.4. Показатель количества педагогических работников, прошедших обучение по программам профилактики наркомании, алкоголизма и токсикомании среди детей и подростков; 2.7.1.5. Показатель количества детей и подростков, прошедших обучение по программам формирования здорового образа жизни и формирования жизненных навыков;
2.7.2. Качественные показатели: 2.7.2.1. Мониторинг наркоситуации в учреждениях образования; и эффективности реализации антинаркотической профилактической деятельности в образовательном учреждении; 2.7.2.2. Мониторинг и комплексная оценка программ и антинаркотической профилактической деятельности в учреждениях общего среднего образования; 2.7.2.3. Показатель информированности, уровня знаний и убежденности учащихся, педагогов и родителей по вопросам формирования навыков здорового образа жизни; 2.7.2.4. Готовность обучающихся, родителей и других представителей социума участвовать в волонтерских и других мероприятиях по профилактике злоупотребления ПАВ среди детей и подростков; 2.7.2.5. Показатель социальной и психологической напряженности в среде обучающихся образовательного учреждения; 2.7.2.6. Наличие педагогов и специалистов, прошедших обучение по программам профилактики наркомании, алкоголизма и токсикомании среди детей и подростков; 2.7.2.6. Наличие, принятие и реализация на уровне каждого образовательного учреждения политики (путем создания разномасштабных профилактических антинаркотических проектов и программ для различных целевых групп) в отношении употребления ПАВ. Применение инновационных технологий в профилактической деятельности.
2.8. Интегрирующий результат выполнения Регламента. Формирование системы профилактики и организация команды педагогов-профессионалов, осуществляющих эффективную профилактическую деятельность: развитие личности несовершеннолетнего, формирование позитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков и минимизирующих прием других ПАВ, усвоение основных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей и распространителей психоактивных веществ.
Этот пост — одно из немногих исключений, когда читаешь с интересом и что-то для себя выносишь. Спасибо Вам. Добавлю в избранноеhttp://voronezh.recikl.ru/ - . :)